Наверх

«Юг» Самаре по плечу

Дата публикации: 31 Августа 2017 Распечатать

Новый стратегический транспортный коридор «Транснефти» на юге России строится и будет эксплуатироваться самарскими компаниями

Второй этап проекта «Юг» близится к завершению. Магистральные нефтепродуктопроводы, приемо-сдаточные пункты и перекачивающие станции — все это сложное хозяйство в ближайшие месяцы должно перейти из рук строителей в руки нефтепроводчиков. Кадры уже есть, знакомятся с объектами, на которых им предстоит работать.

Самарская компания «Транснефть — ТСД» завершает второй этап проекта «Юг» по созданию на Юге России нового транспортного коридора для экспорта дизельного топлива Евро-5. Линейная часть магистральных нефтепродуктопроводов «Волгоград — Тихорецк» и «Волгоградский НПЗ — ГПС «Тингута» уже построена и прошла гидроиспытания и профилеметрию. Построены головные перекачивающие станции «Волгоград» и «Тингута». На действующей НПС «Тихорецк» построен приемо-сдаточный пункт с узлами приема средств очистки и диагностики, системой диспетчерского контроля. Все эти объекты в ближайшие месяцы будут переданы эксплуатирующей организации — самарской компании «Транснефть — Приволга». И ответственность за сложнейшую магистраль, до отправной точки которой от Самары почти четыре часа вертолетом, — на самарцах.

Самаре по плечу и Север, и «Юг»

Самарские компании реализуют стратегический проект «Транснефти» «Юг» в сотнях километров от Самары, наши ученые и инженеры готовят концептуальные документы для разработки арктического шельфа

Пока нефтепроводчики решают стратегические задачи на Юге России, перед самарскими нефтяными компаниями стоит все та же задача: увеличить объемы добычи. Иначе все суперпроекты теряют смысл.

По итогам первого полугодия 2017 года объем выпуска продукции предприятиями нефтехимического комплекса (НХК) Самарской области составил 237,3 млрд рублей. Это 43,3% в общем объеме производства промышленной продукции региона. И нефтедобывающий сектор вносит очень весомый вклад в эти высокие результаты. Собственно, с добычи все и начинается. «При всем многообразии отраслей экономики, в ближайшие годы добыча и переработка нефти пока будут иметь ключевое значение, — подчеркивал губернатор Самарской области Николай Меркушкин в своем Послании в декабре 2016 года.

В нашем регионе решающий вклад в формирование массива налоговых поступлений вносит именно НХК. И вклад этот растет — достаточно сравнить данные 2016 и 2017 годов.

По информации министерства промышленности и технологий Самарской области, в 2016 году объем налогов и сборов, уплаченных предприятиями нефтехимического комплекса в бюджеты всех уровней, составил свыше 167 млрд рублей. Это 77% общего объема налоговых поступлений от промышленности Самарской области или 48% от общего объема налогов и сборов по Самарской области.

В I квартале 2017 года объем налогов и сборов, уплаченных в бюджеты всех уровней предприятиями регионального НХК, составил 48,8 млрд рублей, и это уже не 77%, а 79% общего объема налоговых поступлений от промышленности Самарской области. И 52% налоговых поступлений от общего объема налогов и сборов по региону. Рост налицо.

А что с объемом нефтедобычи? В 2016 году он составил 16,7 млн тонн. Столько нефти Самарская область не давала никогда, а Куйбышевская проходила этот уровень дважды: на рубеже 1958-1959 годов, когда добыча росла, и на рубеже 1988-1989-го, когда она неуклонно снижалась из-за выработанности и заводненности месторождений.

Сегодня объемы добычи растут, но этот рост дается нефтяным компаниям очень серьезными усилиями. По данным регионального Минпрома, объем инвестиций нефтедобывающих компаний, работающих на территории Самарской области, составил 41,9 млрд рублей, а в 2017 году он должен вырасти до 46,4 млрд рублей.

«Юг» Самаре по плечу

Самарские компании реализуют проект «Транснефти» «Юг», Самарские ученые готовят нормативную базу для разработки арктического шельфа

СОХРАНИТЬ ПОЗИЦИИ

Объем инвестиций растет, и нефтяные компании даже понемногу увеличивают масштабы эксплуатационного бурения. Например, Территориальное производственное подразделение «РИТЭК — Самара-Нафта» (входит в структуру ПАО «ЛУКойл») в 2015 году из эксплуатационного бурения ввело 24 скважины, а в 2016-м — 30 скважин. АО «Самаранефтегаз», крупнейшая нефтедобывающая компания региона, ежегодно пробуривает не менее ста эксплуатационных скважин при общем фонде таких скважин в 10,5 тысячи. И если в целом по региону объем нефтедобычи в 2016 году вырос на 0,2 млн тонн, то в «Самаранефтегазе» — на 0,3 млн тонн, на 3,7%.

Однако в целом по региону для того, чтобы обеспечить быстрый поступательный рост нефтедобычи, имеющихся годовых объемов эксплуатационного бурения недостаточно. А вот для того, чтобы стабилизировать добычу, — вполне. Поэтому, по информации регионального Минпрома, в целом по Самарской области в текущем году планируется сохранить объем добычи на уровне 2016 года.

По данным Самарастата, по итогам 1-го полугодия 2017 года объем добычи нефти в регионе составил 8,236 млн тонн, или 100,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И в целом, это дает уверенность, что ранее достигнутый уровень добычи будет сохранен, а возможно, компании обеспечат и небольшой его рост.

Параллельно перед нефтедобывающими компаниями стоит другая, не менее серьезная задача: обеспечить опережающий рост минерально-сырьевой базы, что гарантирует стабильную работу и сохранение объемов добычи в будущем. По информации регионального Минпрома, с этой целью значительная часть инвестиций нефтедобывающих компаний направляется на геолого-поисковые и поисково-разведочные работы.

Например, объемы инвестиций «Самаранефтегаза» в геологоразведку в 2016 году выросли на 30% в сравнении с 2015 годом. Активно ведутся работы по доразведке давно эксплуатируемых участков.

Применение современных технологий позволило геологической службе АО «Самаранефтегаз» обнаружить новые залежи с фонтанными притоками нефти на месторождениях, открытых еще в 1945-50 годах и находящихся на завершающей стадии разработки.

А в целом по итогам 2016 года «Самаранефтегаз» обеспечил восполнение собственной ресурсной базы на уровне свыше 200% относительно объемов годовой добычи и обеспечил кратность запасов более 30 лет.

ИННОВАЦИИ В ДОБЫЧЕ

О намерении НК «Роснефть» сделать ставку на широкое применение новейших технологий в геологоразведке, проектировании скважин и нефтесервисе в июне 2017 года заявил глава компании Игорь Сечин. В своем выступлении он обозначил основные приоритеты стратегии «Роснефть-2022», которую планируется разработать до конца текущего года.

«Какие меры нам следует для этого принять? Это, прежде всего, повышение коммерческой скорости бурения, применение многостадийных гидроразрывов пласта, увеличение доли горизонтального бурения скважин как минимум до 40%. Это повышение эффективности внутреннего сервиса, применение типовых решений в процессах строительства, пересмотр стандартных решений в пользу инновационных.

Благодаря развитию технологий мы планируем обеспечить 98% успешности геологоразведочных работ», — вот лишь небольшая часть того, о чем заявил главный исполнительный директор, председатель правления НК «Роснефть». Решающее значение приобретают быстрота принятия проектных и технологических решений, их экономическая рациональность, автоматизация процессов бурения, «цифровизация» всего нефтедобывающего комплекса, использование при проектировании и обустройстве месторождений и управлении бурением нейронных сетей, многофакторного анализа, элементов искусственного интеллекта.

Это уже не из выступления Игоря Сечина. Это — часть программы Второй международной научно-практической конференции, которую только что провел самарский институт «Гипровостокнефть». Кстати, именно в «Гипровостокнефти» разработан проект Свода правил «Обустройство месторождений нефти, включая континентальный шельф. Часть 1. Суша. Нормы проектирования». Первый шаг в разработке рекомендаций для освоения арктического шельфа сделан в Самаре.

САМАРА НА «ЮГЕ»

А тем временем самарская компания «Транснефть — ТСД» завершает второй этап проекта «Юг» по созданию на Юге России нового транспортного коридора для экспорта дизельного топлива «Евро-5». Линейная часть магистральных нефтепродуктопроводов «Волгоград — Тихорецк» протяженностью 495 км и «Волгоградский НПЗ — ГПС «Тингута» протяженностью 55,6 км уже построена.

Завершены гидроиспытания и профилеметрия. Построены головные перекачивающие станции «Волгоград», примыкающая к Волгоградскому НПЗ ПАО «ЛУКойл», и «Тингута». На действующей НПС «Тихорецк» построен приемо-сдаточный пункт с узлами приема средств очистки и диагностики, системой диспетчерского контроля.

Все эти объекты в ближайшие месяцы будут переданы эксплуатирующей организации — самарской компании «Транснефть — Приволга». И ответственность за сложнейшую магистраль, до отправной точки которой от Самары почти четыре часа вертолетом, — на самарцах.

ТЭК и химия